тебе твое отражение в полированном серебре, но это отражение не мыслит и не радуется, не страдает, не живет, как ты живешь. Оно — ноль по сравнению с тобой. Так и душа твоя — ноль по сравнению с Богом. Аналогия между сущим и не-сущим Богом и сущей и несущей душой не позволяет смешивать Бога и душу, как нельзя сравнивать солнце с куском гниющего, хотя и светящегося дерева. Я кончаю: не ищи души в разрезе четырех измерений, не ищи её в разрезе тех чувств, которые ты имеешь».

Я понял, что искажена была древняя мудрость, хранимая одно время в Египте, искажена тем, кто был усыновлен дочерью фараона. Я понял, что значит, когда говорят, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и мне хотелось узнать нечто, давно меня занимавшее: что такое нирвана, о которой, как о «ничто» и, вместе с тем, как о цели говорили мне мудрецы моей родины. Я шел, задумавшись, и остановился перед костром, белое пламя которого высоко поднималось кверху. Вокруг костра сидели немолодые уже люди. Они сидели в креслах и некоторые из них читали какие-то книги, а другие тихо разговаривали. Недалеко от них виднелся яркий, ослепительный свет и там мелькали какие-то люди… Прежде, чем я задал вопрос, я получил ответ. Один из разговаривавших посмотрел на меня и сказал:

«Нирвана не есть ничто, она более чем населена, она полна в ней живущими и в ней сущими. Но для тебя нирвана — ничто, ибо при наличности своих чувств и измерений ты ничего не можешь почувствовать в ней. Но для тех, у которых более чувств, чем у тебя (как у тебя более, чем у глухонемого) — для тех полна сущими и сущим нирвана. Для тебя нирвана — мир ангелов, которых ты не можешь воспринять. И все другие, не воспринимаемые твоими чувствами миры духов высоких для тебя — нирвана, а твой мир — нирвана для тех, чувства которых отрицательными сущностями являются».

Так отраженный свет познания озарил меня там.


назад далее
Навигация